Тема дня: Духовно-нравственное воспитание - вопрос или утверждение?

18.04.2012 Александра Невская

 

kremlПравительство России опубликовало распоряжение, согласно которому с этого нового учебного года во всех школах страны начинают преподавать курс религиозной культуры. Правильно этот предмет будет называться “духовно-нравственное воспитание”.

Когда я первый раз услышала об этом, я подумала, как хорошо, что теперь дети смогут знать, а поэтому и уважать свою религию и религию других людей. У детей будет  возможность лучше понимать людей других конфессий,  уважать их веру и их нацию.

Но все оказалось не так, как хотелось. Смысл этого нововведения в том, что дети и их родители смогут выбрать ту религию и изучать ее,  в которую они обращены. Т.е дети из католических семей будут узнавать больше о православии, мусульмане будут изучать Коран, а адвентисты 7-го дня будут долго искать преподавателя своего религиозного предмета. А что делать не крещеным детям, какую религиозную культуру они будут изучать или таким ученикам будут предлагать то, что посчитает правильным их классный преподаватель?

Опять же, реформы в России зачастую представляют собой “сырой” продукт, особенно реформы в области образования. Лично у меня, большинство таких нововведений ассоциируется с опытом над нашими детьми, результат которых изначально должен быть плачевным. Ну вот скажите, почему именно ученики 4-5 классов, а не старшеклассники, будут познавать духовно-нравственное воспитание?! Напрашивается один ответ: потому что именно в этом возрасте дети наиболее подвержены чужому влиянию и мнению. Т.е получается такой “нужный” с первого взгляда предмет, несет в себе массу отрицательных черт. Доктор политических наук, профессор МНЭПУ Сергей Черняховский считает, что школьники 4-5 классов столкнуться с принудительной религиозной самоидентификации, что равнозначно внедрению разделения и религиозной розни уже со школьной скамьи. "Детей заставят самоопределиться тогда, когда они этого просто не могут сделать", - говорит Черняховский.

Так что же является причинами введения в российские школы курса религиозной культуры и почему настолько “культурный” предмет может в действительности стать бомбой замедленного действия?

Школы превращают в Паноптикон, такое привилегированное место для экспериментов над детьми и для анализа, который с  полной достоверностью будет показывать, какие преобразования могут быть их результатами. Кому это выгодно, церкви, для  расширения своего влияния или властям, которые всегда заинтересованы в покорности и подчиненности граждан? Может мы столкнулись с введением идеологии под видом веры, так как изначально никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14 Конституции РФ). Сейчас, в условиях напряженных межнациональных отношений в стране, вместо объединения детей мы будем способствовать их размежевание.

Уточню, внутри учебного курса "Духовно-нравственное воспитание" будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение, но обучение в рамках одного из этих модулей будет обязательным. Не нужно проводить опрос, чтобы понять, что большинство родителей и их дети выберут основы светской этики, как меньшее из зол, а обязательным будет основы культуры одной из традиционных религий. Вот таким нехитрым анализом мы пришли к выводу, что история основных мировых религий будет в меньшинстве. И вместо того, чтобы изучать и знать религии других народов, пусть даже поверхностно, нам предлагают загнать детей в рамки навязанного мнения и тем самым настроить их друг против друга. В этом случае “эффект полезности” будет иметь совершенно обратное действие.


 
Расскажите об этом друзьям!